Консалтинговая фирма "Технологии Устойчивого Развития"
ПОИСК ПО САЙТУ:         Web     Сайт  
Раскрутка сайта, выход на первую страницу поисковых машин

Солнечный Свет и учение о ноосфере В.И. Вернадского - часть пятая

АВТОР: Василий Семенович Дверняков, доктор технических наук

г. Полтава, 2007 год

Солнце - символ Бога

Духовность и ноосфера

В этом проявляется корпускулярно квантовый дуализм материи (энергии вообще) и, на наш взгляд, сущность понятия ноосферы, разработанной В.И. Вернадским. Вернемся к началу данного эссе, к высказываниям В.И. Вернадского, в которых утверждается, что «живое вещество» является источником энергии за счет которой происходит образование минералов. Это процесс медленного проникновения Солнца внутрь планеты Земля, достигшего ее поверхности. И затем любопытная трактовка кванта, выраженную в книге «Философские мысли натуралиста».

Здесь мы попытаемся составить букет из его дневниковых записей, писем и научных работ, раскрывающих сущность понятия «ноосфера». Прежде всего В.И. Вернадский считал, что главной производительной силой жизни является не природа, она поставляет потенциальную энергию. А актуальной ее делают люди. Еще в 1892 году он писал: «…Есть один факт развития Земли — это усиление сознания». А в дневнике в 1916 году эту мысль он развил так: «Эти запасы энергии (энергии сознания — В.Д.), с одной стороны, слагаются из той силы, как физической, так и ДУХОВНОЙ (выделено мной — В.Д.), которая заключается в населении государства. Чем оно обладает большими знаниями, большей трудоспособностью, чем больше простора предоставлено его творчеству, больше свободы для развития личности, меньше трений и тормозов для его деятельности — тем полезная энергия, вырабатываемая населением, — больше, каковы бы не были те внешние, вне человека лежащие условия, которые находятся в среде природы, его окружающей. ДУХОВНАЯ энергия человека так велика, что не было в истории случая, чтобы она не могла выработать полезную энергию из-за недостатка природного материала».

 За месяц до свадьбы в письме к будующей супруге в 1884 году он писал: «…Вдумываясь в происходящее, вырабатывая в себе МИРОВОЗЗРЕНИЕ (выделено мной — В.Д.), познавая то, что существует, — истину, человек невольно оценивает все, из этой оценки путем фантазии соображает, ЧТО НУЖНО, ЧТОБЫ БЫЛО. Такой идеал человечества у всех различен, но все должны стремиться и стремиться прямо в силу необходимости».

Из журнала «Биосфера» 1926 г.: «По существу, биосфера может быть рассматриваемая, как область земной коры, занятая ТРАНСФОРМАТОРАМИ ПЕРЕВОДЯЩИМИ КОСМИЧЕСКИЕ ИЗЛУЧЕНИЯ В ДЕЙСТВЕННУЮ ЗЕМНУЮ ЭНЕРГИЮ — электрическую, химическую, механическую, тепловую и т.д.»

Запись из дневника 04.07.1922 года: «…По видимому, новое творится и здесь в философской мысли… Планк — речь в Берлинской Академии, где наряду с телеологией Лейбница, законом причинности и квант — уже о  ТЕОСОФИИ (выделено мной — В.Д.). Впервые в таком концепте  в науке?.. По-видимому, ВОПРОСЫ ДУШИ НАЧИНАЮТ ВСЕ БОЛЬШЕ И БОЛЬШЕ ВХОДИТЬ В НАУКУ. Это и должно быть, так как понятия энергии и материи потеряли прежние свои  формы. Энтелехия, кванты, проблема относительности и т.п. заполняют сейчас содержание мысли. Невольно человек подходит к формам, исторически сложившимся в человечестве путем философского, художественного, РЕЛИГИОЗНОГО творчества». Далее особенно определенно высказана мысль в этом направлении в дневнике в 1931 году: «Удивительно как неглубоко даже широко образованные люди вдумываются в проблему Бога… ЕДИНСТВО ПРИРОДЫ ТРЕБУЕТ ЕДИНОГО НАЧАЛА. И в этом смысле тот Бог, которого мы видим у … ученых и философов … ВПОЛНЕ ОТВЕЧАЕТ НАУЧНОМУ ЗНАНИЮ».

Ещё более определенно Владимир Иванович высказал свое ЛИЧНОЕ отношение к проблеме Бога в дневниковой записи 08.08.1925 года: «Я чувствую, что вне рационализирования Я — ГЛУБОКО РЕЛИГИОЗНЫЙ ЧЕЛОВЕК (выделено мной — В.Д.). Но всякое выражение божества кажется мне бледным искажением… Если мне теологическое рационализирование кажется бледным искажением — то еще больше мне представляется таким атеистические «научные» представления».

Приведем лирические строки из писем к жене из г. Кременчуга 10, 11 июля 1890 года: «…А между тем нельзя удовлетворится своим бесследным исчезновением и временным существованием в качестве звена этой цепи — без конца и начала? Ты чувствуешь всю мелкоту, когда видишь бесчисленные массы людей, здесь прежде живших и бесследно исчезнувших. Ты чувствуешь, однако, и мелкоту всей этой жизни, взятой как целое, перед жизнью Земли, и мелкоту Земли в солнечном мире, и мелкоту солнечного мира перед чем-нибудь другим… Разве на чем-нибудь основано представление о непременном бесследном исчезновении мелкого и сохранении великого? Нет мелкого  и нет великого… Только в минуты глубокого отчаяния могли Руссо и его последователи мечтать о возращении в золотое природное состояние, мог Паскаль вполне уйти в религию…».

Свойства мысли ИЗМЕНЯТЬ ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЭНЕРГИИ занимали В.И. Вернадского, который часто задавал себе вопрос: почему НЕМАТЕРИАЛЬНАЯ МЫСЛЬ ПРОИЗВОДИТ ТАКИЕ КОЛОССАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В МАТЕРИАЛЬНОМ МИРЕ? Вот запись в письме от 10.07.1890 г.: «…Она (мысль — В.Д.) не связана неразрывно с веществом, как не связаны колебания эфира, хотя бы, несомненно, они и находятся от вещества в зависимости».

На начало страницы | <<<назад | дальше>>>
Веб дизайн - последние новости на Facebook
Веб-дизайн в Полтаве
Альтернативная энергия - энергия будущего